Мензеля

Мензелинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Год родных языков и народного единства

Родной язык – язык наших предков

На территории Российской Федерации проживает один из крупнейших финно-угорских народов - марийцы. Самая большая ценность народа – его язык.

(Мензелинск, "Мензеля-информ") Марийский народ сохранил очень древний язык (ему около 1500 лет), а через него и национальное сознание.

Для того, чтобы язык сохранился и развивался, учить его нужно с самых ранних пор. Если упустить то время, когда ребенок только начинает произносить первые слова, не разговаривать с ним на родном языке, то впоследствии научить его говорить на нем полноценно практически невозможно.

   Основы любви к языку закладываются в семье. В наших трех марийских деревнях Калтаково, Чупаево и Филимоновка общение на уровне семьи и быта происходит  на родном  марийском языке. Но необходимо понимать, что семья может заложить основы лишь бытового, разговорного языка. Постижение красоты и богатства языка, литературное восприятие должно давать дошкольное, школьное образование.

     В детском саду с. Калтаково общение с детьми происходит на родном марийском языке. Дети учат стихи, воспитатели читают сказки на марийском языке, играют в национальные игры, проводят праздники народа мари.

   Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования учитывает национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. В соответствии с ФГОС предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальных классах, «Родной язык и родная литература» в старших классах являются обязательными для реализации. Варианты учебных планов  Калтаковской средней школы предполагают изучение марийского языка без какого-либо ущерба изучению русского языка. 

    В начальных классах  обучением и воспитанием детей  занимается двуязычный преподаватель. Который говорит с ребенком и на марийском и на русском языке, постепенно приучая его читать и писать. К старшим классам дети хорошо усваивают оба языка. 

        Раннему приобщению детей к национальной культуре способствует устное народное творчество народа мари. Начиная с первого класса, обучающиеся на марийском языке читают сказки, играют в национальные игры, разучивают песни народа мари, где высвечивается образ жизни, его душа. Под звуки марийской мелодии дети рассматривают украшения, старинную одежду, полотенца, шторы, украшенные национальной вышивкой, называют предметы быта на марийском языке, составляют предложения и мини рассказы. Чтобы детям было легче усвоить значения слов нетипичных для современного быта предметов (прялка, лапти, веретено и т.д.) организован в школе музей, где собраны экспонаты старинного марийского быта. Музей оказывает неоценимую помощь в работе педагога как при изучении языку, так и в приобщении детей к национальной культуре. 

     И для детей, и для их родителей совершенно естественно, что в школе есть уроки марийского языка. Учитель  марийского языка Калтаковской средней школы имеет высшее образование. Окончила  государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл Марийский институт образования. Ахвалеева Анджелика Алексеевна преподает марийский язык и литературу с 2015 года. За время работы она показала  себя как активный организатор учебной, познавательной деятельности учащихся, обладающий новейшими педагогическими технологиями, в том числе компьютерными технологиями, обладающий глубокими знаниями, опытными и разносторонними образцами. Одной из важнейших задач является обучение родному языку и литературе с использованием инновационных технологий. Помимо учебных задач, учитель родного языка и  литературы дает представление  исторического, культурного наследия.    

      Учитель, глядя на личности учащихся, и видя их возможности, достижения, умеет заинтересовать детей своей наукой. На уроке Анджелика Алексеевна позволяет каждому ученику добиться хотя бы маленького успеха, который вдохновляет учащихся на новые победы. Ее ученики занимают лидирующие позиции на районных, республиканских, всероссийских олимпиадах и конкурсах.   В 2015-2016 учебном году ученица 9 класса  была призером республиканской  олимпиады по марийскому языку и литературе. В 2016-17 учебном году по марийскому языку и литературе ученица 10 класса стала победителем, а ученица 9 класса призером в республиканском туре  олимпиады. В межрегиональной олимпиаде ученица 10 класса стала победителем по марийской литературе. В 2017-18 учебном году учащиеся 10 и11 классов стали победителями республиканской  олимпиады и призерами межрегиональной олимпиады по марийскому языку и литературе. В 2018-19 году также ее учащиеся стали призерами в республиканской олимпиаде по марийскому языку и литературе.    В 2019-2020 учебном году учащиеся стали победителями и призерами муниципального тура Республиканской олимпиады по марийскому языку и литературе. Ученица 10 класса стала победителем республиканского тура  олимпиады и призером всероссийского тура в г. Йошкар-Ола РМЭ по  литературе. В этом учебном году ученица 11 класса Майорова Валерия заняла второе место и стала призером в республиканской олимпиаде по марийскому языку и литературе. 

     Также учащиеся  участвуют на конкурсах и выступают на конференциях по языку и культуре, занимаются проектной деятельностью. Анджелика Алексеевна награждена нагрудным знаком «За заслуги в образовании» в 2020 году.

 

   Обучение родному языку – дело большой государственной важности. От того, как будет владеть, и распоряжаться языковым богатством каждый из нас и все мы вместе, зависит настоящее и будущее нашей национальной культуры. “Развивать национальное самосознание можно только на родном языке”, – писал марийский писатель Шабдар Осып. Следовательно, вся образовательная и воспитательная работа в семье, детском саду, школе должна вестись на родном языке, который является первоосновой воспитания современного гражданина.  

      Наш язык - это дух наших предков, наша культура, и если мы его не сохраним, то не сохраним и национальность. Поэтому мы убеждены, что родные языки должны остаться в школе. Потом выпускник сам решит, надо ему это или нет, но школа — учреждение, призванное давать базовые широкие знания о мире, а мир — это, в том числе, родной край.

    Дети хорошо знают разговорный марийский и изучают его в школе как предмет.  Однако все предметы, кроме родного языка и литературы, преподаются на русском языке. 

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Потому владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье и в школах любой страны родной язык – самый важный предмет. Мы хотим, чтобы мари как народ сохранился. А законодательная база сегодня позволяет сохранить и преподавать марийский язык на достойном уровне. Человек, который любит свой язык, будет уважать и другие языки. 

  

Яманаева Альбина Ф., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Калтаковской СОШ.

На фото: Национальный марийский праздник Шорыкйол. Из архива Калтаковской СОШ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ

Одноклассники: ok.ru/menzelinsk

Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Актуальные новости филиала АО "ТАТМЕДИА" "Мензеля-информ"