Мензеля

Мензелинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
История

Город удивительной судьбы

Очаровательна природа Мензелинского края, невозможно ею налюбоваться. Она щедро наделена плодородными пашнями, обширными лугами, тучными пастбищами, много в нем лесов и урем, рек и озер, родников. Леса изобилуют дикими зверями, водоемы - рыбой, водоплавающими птицами, уремы и луга - ягодами, лекарственными травами. Это сегодня. А какими они были пять-десять веков...

Очаровательна природа Мензелинского края, невозможно ею налюбоваться. Она щедро наделена плодородными пашнями, обширными лугами, тучными пастбищами, много в нем лесов и урем, рек и озер, родников. Леса изобилуют дикими зверями, водоемы - рыбой, водоплавающими птицами, уремы и луга - ягодами, лекарственными травами. Это сегодня. А какими они были пять-десять веков назад! Даже трудно вообразить.

Богатая природа края, благоприятные условия для жизни манили и звали к себе. Здесь проходили и караванные пути, которые тянулись с далеких восточных стран на север. По утверждению исследователей, слово "Мензеля" произошло от арабского слова "мензель". Оно означало место остановки, привала, установления пути каравана. Безусловно, могут быть и другие версии. Для нас особенно важно выяснение вопроса о том, как шло заселение этих мест.

История средних веков нашего края включает в себя бесценные находки, этнологические и этнографические сведения, археологические памятники: древние захоронения и установленные на них и сохранившиеся до наших дней могильные плиты, камни, надгробные памятники, легенды, передаваемые из поколения в поколение, разные письменные источники. В большинстве из них преобладает тюркский или же финно-угорский элемент.

Доказательств для этого более чем достаточно.

В 1858 году на землях деревни Мелькен был найден клад. Он состоял из семи серебряных сосудов. Правда, большинство из них не сохранилось до настоящего времени, шесть штук исчезли. Седьмой сосуд украшен гравировкой, позолотой и чернью. На ней изображено застолье хана, а толкование дано на арабском и персидском языках. Ученые считают, что сосуды изготовлены в период второй половины ХII и первой половины ХШ веков в Иране. С уверенностью можно утверждать, что посудины завезены сюда в период существования Великого Булгарского ханства.

Считается, что с археологической точки зрения Мензелинский край изучен недостаточно. И все-таки у нас немало археологических памятников, оставшихся с каменного, бронзового, раннего железного веков. Перечислим памятники, оставшиеся от периодов Волжской Булгарии, Золотоординского и Казанского ханств: два места древних поселений на землях села Бикбулово, три поселения наших далеких предков близ деревни Усаево, два места поселения возле деревни Новый Хутор - памятник периодов Булгарии и золотой Орды. Да и городище на месте будущего Мензелинска относится к булгарскому периоду. В устье реки Мензеля было селение, были открыты места других поселений, где жили наши далекие предки.

Археологический памятник, известный в науке под названием Новохуторское селище, также относится к Булгарскому периоду. При раскопках здесь была найдена серебряная монета, отлитая во времена правления Узбек хана (хан Золотой Орды в 1313-1342 гг.).

В 1899 году один из образованных людей Мензелинска по фамилии Дубинин вручил археологу А.А. Штукенбергу (1844-1905) 5 медных серпов без крючков.

Археологам известны две могилы, оставшиеся с ХVI-ХVII веков на землях бывшей деревни Калмурзино (место первого поселения). Одна из них в районе Нижнего Кирмячикова, другая названа "Могилой святых". До наших дней там сохранились два древних надгробных камня. Один из них установлен в 1657 году сыну Бикбау бабая Юсуфу, другой - 1689 году второму его сыну Сулюку. Эти тексты, высеченные на камне руническим письмом, расшифровал в сентябре 1992 года академик Татарстанского филиала Академии наук РФ текстолог М.И. Ахметзянов. В одной из своих работ ученый отметил, что он считает время основания деревни Якуп (прежнее название села Бикбулово), не позднее тридцатых годов ХVII века.

В Мензелинском районе есть ничем не приметная деревня Татарская Мушуга, которая была основана раньше Бикбулова на целый век. Известно, что землями в окрестностях деревни владел человек по имени Буляк Дускай (в найденной в деревне Старый Иркеняш генеалогической схеме, в настоящее время хранящейся у Музагита Муртазина, это имя звучит как Булак Дысакай).

Еще в 1523 году, до завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, он получил от хана Сахибгарея специальную грамоту. Его внук, бывший ясачный татарин Дускаев, в семидесятые годы ХII века оспаривал эти земли. Спор возникает между представителями Мушугинского аймака Байлярской волости Казанской даруги и Ирехтинской (Ирэкте) волости. Тяжба закончилась тем, что на основании ясачных книг 1621-1622 годов спорные земли были переданы Ирехтинским башкирам. Спустя год после решения спора в пользу ирехтинцев "ясачные татары деревни Мушуга" обратились с жалобой к властям, в которой писали, что спорная вотчина фигурирует в записях ясачных книг 1621-1622 годов, по книгам, заполненным в первые годы после завоевания Казани, вотчина тоже принадлежит им. Люди, подавшие жалобу, заявляли о наличии грамоты на эти земли, данной Казанским ханом Сахибгареем, приводили выдержки из грамоты. В 1701 году дело завершается принятием решения о том, что "вотчина принадлежит не башкирам, а ясачным татарам деревни Мушуга".

Акиш (Аккош?) Дускаев владел значительными землями вдоль берегов Ика, платил ясак Казани и Уфе. Ясак, выплачиваемый Уфе, состоял из 33 шкурок куницы. Кроме того, Казани он платит ясак деньгами и отправляет 9 батманов (один батман - 10 фунтов) меда.

Спор за мушугинские земли был не единственным. Вотчинный татарин деревни Морзакай Юкачев и сотоварищи писали, что на их землях без разрешения обосновались 20 деревень. Башкирский ученый С.М. Васильев установил, что число появившихся в вотчине деревень достигло 24, в них проживало 276 семей, 165 семей поселились здесь более 30 лет назад, а 14 деревень обосновались в этих местах 70 и более лет назад.

Ознакомление с этой работой С.М. Васильева позволило бы представить границы вотчины М. Юкачева, выяснить, в какие годы основаны деревни (в настоящее время они входят в Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы), расположенные в этой вотчине. На многое туманное прошлое проливает свет труд того же автора "Припущенники на башкирских землях в первой половине ХVIII века (тептяре-бобыльское население Башкирии". Правда, четыре поселения, появившиеся в вотчине, уже известны. Три из них называет в одном из своих трудов татарский ученый, доктор наук Д.Б. Рамазанова. Речь идет о деревнях Симяково Муслюмовского, Шайчурино и Чапкын, которая располагалась на месте нынешнего села Поисево Актанышского районов. О четвертом населенном пункте - деревне Калтаково, сообщается в труде Г.А.Сепеева "Восточные марийцы".

После заселения русскими плодородных земель вдоль берегов рек, удобных для хозяйствования, исчезли многие татарские деревни, так как народ был вынужден, бросив дома и все нажитое, оставив кладбища, где захоронены предки, близкие родственники, уехать с обжитых мест. В этой связи в первую очередь назовем земли, где протекает река Ик. Жители деревни Тузганабика, которая располагалась на месте теперь уже исчезнувших деревень Екатериновка, Можарово, после 1771 года были согнаны со своих земель, тузганабиковцам пришлось уходить в сторону Уральских гор. Деревня Старая Александровка возникла на месте татарской деревни Камыштамак. Ташлияр, деревня Коза (Уртамак после 1784 года) перестали существовать как татарские деревни. Двум из этих населенных пунктов удалось сохранить свои прежние названия. Это можно объяснить совместным проживанием в них татар и русских.

Незавидна судьба и ряда других татарских деревень, расположенных по берегам речек, близ родников и ключей. В деревню Старый Каран, расположенный на берегу реки Каран, были переселены русские крестьяне. В статистический и экономический справочник, изданный до 1917 года, эта деревня внесена как Старый Русский Каран. После Октябрьской революции деревня стала называться Русский Каран. Исчезла татарская деревня Новый Каран, существовавшая в том же районе. Несколько татарских деревень, расположенных на правом и левом берегах речки Урмятки и ее бассейне, распались во время колонизации. Самые большие из них - Нижний Урмят, Средний Урмят и Верхний Урмят дали Крестьянской войне 1773-1775 годов сотни. В этой округе располагались еще деревни Бикчура, Чутыр, населенный пункт под названием Абдюша Йорт.

Старожилы деревень Старый Иркеняш и Имянле, опираясь на предания, передаваемые из поколения в поколение, считают, что недалеко от устья реки Урмят была татарская деревня под названием Сайхан.

Список исчезнувших татарских деревень нужно дополнить еще деревнями Кузлуковак и Дария (Дыреевка). Представитель второго поколения Можаровых Матвей Евменьевич в 1786-1795 годах в первую из них переселил своих крестьян. Земли деревни Дыреевка у реки Дарьянки в конце ХVII века были переданы смоленскому шляхтичу Суворову.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ

Одноклассники: ok.ru/menzelinsk

Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Актуальные новости филиала АО "ТАТМЕДИА" "Мензеля-информ"