Шамсия апа Муртазина: И старость приходит, и одиночество стучится в двери…
Многие при встрече с восхищением провожали взглядом Шамсию апа и Азгара Муртазиных, которые всегда ходили под руки и при этом излучали глубокое уважение друг другу. Этим летом Шамсия апа осталась одна, как лебедь с раненым крылом.
(Флура Мусина, "Мензеля-информ"). Говорят, нельзя избежать судьбы. Кто же мог подумать, что через год в двери семьи, которая в прошлом году собрала за одним столом родственников, друзей на праздник по случаю 45-летия совместной жизни, постучится горе. Тяжело, очень тяжело вот так в одночасье потерять спутника жизни, с которым всю жизнь жили плечом к плечу, разделяя радости и жизненные трудности, строили планы на дальнейшую жизнь. Шамсия апа тоскует по своему Азгару, испытывает боль в сердце, говорит, будто солнце на небе погасло.
– Внезапная смерть Азгара было тяжелым ударом. И день, и ночь он у меня перед глазами, не выходит из головы ни на минуту. Хотя уже собираюсь разменять восьмой десяток, не думала, что останусь одна. И старость приходит, и одиночество, оказывается, недалеко ходит. Хотя и жаловался на боли в сердце, раз не лежал в постели, кто же мог подумать, что случится такое, – тяжело вздохнула она.
Родившаяся и выросшая в деревне Аю Шамсия, после окончания средней школы доила в деревне коров. Тогда о доильных аппаратах даже и не мечтали, и она, как и все, доила 20 коров своей группы вручную. Но отличалась от большинства: была среди передовых доярок района.
Как-то летом, когда приехала в Мензелинск на комсомольское собрание, она встретила уроженца соседнего села Шайчурино Актанышского района – своего будущего спутника жизни Азгара. В то время Азгар работал в райкоме комсомола. Поухаживав некоторое время после встречи за девушкой, Азгар сделал ей предложение о женитьбе. Первые пять лет молодая семья жила в Актаныше. Если Азгар в первые годы работал инструктором в райкоме партии, затем секретарем парткома в Байсаре, то Шамсия устроилась на работу в Пенсионный фонд. По приглашению райкома партии в 1983 году Муртазины переехали в Мензелинск.
– В Мензелинске трудовой путь Азгара был связан с сельским хозяйством: вначале работал в управлении сельского хозяйства района, затем трудился зоотехником в совхозе «Мензелинский», совхозе им.Воровского, затем свой трудовой путь снова продолжил в управлении сельского хозяйства, отсюда вышел и на пенсию. А я в Мензелинске с 1984 по 2005 годы работала в Пенсионном фонде. Работа у меня была очень сложной, когда никто из специалистов не смог справиться, меня в приказном порядке назначили на эту должность – специалистом по начислению пенсий. Пришлось работать не поднимая головы. А ведь в то время не было компьютеров, как сейчас, хорошо сегодня вся информация занесена в базу и есть специальные программы для расчета пенсии. А ведь в наше время (бедные наши головы) все считали с помощью деревянных счетов, затем появились калькуляторы. Так, с божьей помощью, старательно трудилась. Вместе дружно работали в годы руководства Адибы Хайдаровны Ситдиковой, Елены Алексеевны Болониной, Ильсии Ильдусовны Хабибуллиной, – рассказал он о трудовом пути.
Не только в молодых семьях, но и между мужем и женой, прожившими не один год, возникают моменты недопонимания. Это из-за нежелания уступать друг другу или неспособности выдержать жизненные трудности? И с Шамсией апа мы продолжили нашу беседу об этом. «Азгар, где бы он ни работал, никогда не был груб с людьми. И дома никогда не повышал голоса. И наши дети выросли в спокойной обстановке. 21 год прожили со свекровью Гульзявгаром. Благодарю Бога за то, что наши дети Гульнара, Айгуль, близнецы Ильнур и Гульнур выросли послушными, человечными», – сказал она о своих детях. Проживающие в Мензелинске дочери Гульнара и Айгуль каждый день навещают маму, и близнецы, зятья и сноха постоянно звонят, узнают, как дела.
– Я скучаю по тем временам, когда вместе работали в саду. С одной стороны грядки поливала я, а с другой – он. Мы всю домашнюю работу делали вместе, только готовка была на мне. И в саду он любил чистоту, порядок, – привела она примеры взаимоуважения, бережного отношения друг к другу.
Если большинство пожилых людей проводят свободное время перед телеэкранами, то Муртазины всю жизнь дружат с книгами, газетами. Не прервалась их дружба с Мензелинской районной газетой и в те времена, когда они жили в Актаныше. Мать Шамсии Миннекамал и отец Назяр, когда были живы, к их возвращению собирали районную газету (тогда «Заря коммунизма»), на которую подписывались у сельского почтальона. И в Мензелинске районная газета в их доме как долгожданный гость. Как причину для выхода из дома на свежий воздух в последние годы стали выписывать ее в «Кырык тартма».
– Мы выросли в многодетной семье, если у Азгара в семье было пятеро детей, то у нас в семье было 13 детей, сейчас восемь из нас живы. Мама была очень скромной, вежливой, мудрой. Когда в доме начинала звенеть посуда, она старалась все обернуть в шутку, сгладить скандал. Эти качества перешли, наверное, и к нам, я не любила шума в доме. Так как Азгар был спокойного нрава, мне было легко в жизни, моя душа была спокойной. Он никогда не любил сплетничать о человеке. Если о ком-то начинали рассказывать, то старался как можно быстрее поставить точку в этой теме: «Нет что ли у вас других дел, кроме как обсуждать человека?». Я сама, когда вышла на пенсию, потянулась к религии, стала читать намаз, Азгар тоже стал ходить в мечеть, читать намаз. Вот эти религиозные уроки и молитвы теперь избавляют меня от одиночества, – продолжила рассказывать о своей жизни Шамсия апа.
– Я думаю, что, если человек трудолюбив, тонкой душевной организации, он не ранит сердца жестким словом, оскорбляющим душу других. Мы сами построили дом, всю жизнь держали в своем дворе скот, птицу. До 2006 года держали корову. Ведь в Мензелинске было стадо. Только после того, как стадо перестало выходить, перестали держать корову. Чтобы пищевые отходы не пропадали даром, сейчас держим только кур. Когда живешь, увлеченный трудом, радостно сидеть за одним столом с семьей в дружеской беседе! – сказала Шамсия апа.
Акцент
«Как сегодня в голове моей звучат слова моей мамы: «Никогда не позорьте своего мужа перед людьми». Я думаю, что сказалось и то, что читала много газет, книг. Поэтому я не понимаю тех женщин, которые унижают мужа перед посторонним, или рассказывают всем, какой-сякой у нее муж. Когда оба начинают кричать, это не приносит пользы, от этого ничего не меняется, а вот нервы кончаются, появляется ненависть. Если ты занят работой, не хочется думать о плохом, больше внимания уделяешь заботе о близких, семье», – говорит Шамсия Муртазина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ
Одноклассники: ok.ru/menzelinsk
Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ
Комментарии
0
0
Молодец,кешеләр Сез,Шәмсия апа.Сезнең белән якыннан таныш булуыма бик рәхмәтлемен.Балаларыгыз игелегендә ,сәламәт булып яшәгез!
0
0