Валерий Яшкулов - главный художник всех театров Татарстана
Первый, кто зримо представляет себе будущий спектакль, - это театральный художник, и первое, что видит зритель на сцене, – работу художника. Художник – такой же равноправный творец и создатель спектакля, как и дирижер и режиссер.
-Валерий Борисович, прежде всего хочется узнать значение вашей красивой фамилии.
-По национальности – я калмык (ойрат-монгол), но фамилия моя производна из двух тюркских слов «яш» и «куль», то есть «молодое озеро». В Республике Калмыкия есть Яшкульский район, река Яшкуль и районный поселок Яшкуль. Мои предки из этих краев.
-Расскажите читателю, как Вы выбрали эту профессию?
-Окончив детскую художественную школу в городе Элиба я, после неудачной учебы в Ростовском художественном училище имени Грекова, по совету своего старшего брата – заслуженного артиста РСФСР и Калмыцкой АССР Яшкулова Сергея Борисовича, поступил на работу в Калмыцкий государственный драматический театр имени Баатра Басангова, в 1970 году, параллельно продолжил учебу в школе рабочей молодежи. Проработав в театре художником-декоратором, я поехал поступать в Школу-студию (ВУЗ) имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М.Горького на постановочный факультет г. Москвы, который окончил в 1978 году. Кстати, там я учился вместе с будущим главным художником татарского академического театра драмы имени Г. Камала – Сергеем Геннадьевичем Скомороховым.
-Как сложилась дальнейшая судьба молодого художника-сценографа?
-По окончании ВУЗа, я был распределен в калмыцкий театр, откуда я поступал в ВУЗ, на должность очередного художника-постановщика. Поскольку Калмгосдрамтеатр имени Б Басангова в тот момент состоял из двух артистических трупп – калмыцкой и русской, то мне приходилось много работать на обе труппы. Порой в год я оформлял по 6-7 спектаклей.
В 1980 году меня назначили главным художником калмыцкого театра, где и проработал до 1993 года. Дважды избирался председателем Правления Союза театральных деятелей Калмыкии (СТД РК), а также в большой секретариат СДД РСФСР с 1988 по 1996 годы. В связи с разделением калмыцкого театра на два самостоятельных коллектива – калмыцкого и русского театров, а так же закрытием здания калмыцкого театра на реконструкцию, сокращением штатных работников театра, я был вынужден уйти на «свободные хлеба», то есть выезжать на разовые постановки в различные регионы Российской Федерации, такие как Республика Саха-Якутия, Республика Бурятия, Республика Алтай, республики Северного Кавказа, Республика Башкортостан и другие. Достаточно долго я сотрудничал с различными театрами городов Башкортостана.
-Вы были советником Президента Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова. Читателю было бы интересно узнать и об этом периоде Вашей жизни.
- Помимо занятия основной деятельностью, мне приходилось воплощать в жизнь идеи своей же концепции «Элиста – восточный город, буддийская столица в Европе…», будучи назначенным советником по эстетике и дизайну Президента Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова. Конечно, не все удалось реализовать из идей, сказались отсутствие мощностей и финансов, но тем не менее и то, что реализовано, стало весьма привлекательным для развития этнотуризма в городе Элиста. Потянулись туристы из многих регионов России и из-за ее пределов. Организованы однодневные ознакомительные поездки в столицу Республики Калмыкия из ближайших краев и областей. Кстати, в 2018 году глава Элисты В.Х.Намруев наградил меня нагрудным знаком «За заслуги перед городом Элиста».
Роберт Шаймарданов, директор Мензелинского татарского драматического театра имени Сабира Амутбаева, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, лауреат премии имени Сабира Амутбаева, лауреат Республиканской премии имени Марселя Салимжанова:
-Если Сергей Потапов открыл восточные врата Татарстана, то Валерий Яшкулов является родоначальником, открывшим нам глаза на театр в совершенно другом ракурсе. Он открыл нам известного башкирского режиссера Зиннура Сулейманова. Он привез новую волну не только в Мензелинский театр, но и в другие театры Татарстана. Сейчас театральная жизнь бурлит, кипит, по всем направлениям шагает по-другому. Мензелинский театр стал совсем другим, мы стали жить по другим параметрам. И в этом большая заслуга Валерия Яшкулова, вот в чем его главная ценность.
Это веление времени, так нельзя было дальше жить. Театр должен участвовать на фестивалях, нам нужны были хорошие спектакли, с профессиональной сценографией.
Валерий Борисович – очень образованный, внутренне образованный, безупречный во всех отношениях, человечный, настоящий профессионал. Он – главный художник всех театров нашей республики.
Полное интервью можете прочитать в газете «Минзэлэ»-«Мензеля».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ
Одноклассники: ok.ru/menzelinsk
Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ
Нет комментариев