Мензеля

Мензелинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
История

Вспоминая школьные годы, испытываешь неподдельное чувство благодарности к своим учителям

Прошло всего лишь 40 лет.

Мы, рожденные в 1964–1965 гг., относились к поколению счастливчиков, когда грозные военные годы остались далеко позади – страна успешно осваивала космические просторы, развивала сельское хозяйство, продолжала вести великие комсомольские стройки.
Для нас, детей этого периода, зимы были холодными, летние сезоны веселыми, а детство, в большинстве своем, безоблачным. Подрастающих малышей бесконечно занятые взрослые отдавали в ясли, затем в детский сад, словом, на поруки государству, которое в то время отвечало за весь воспитательный процесс. Тем, кому исполнилось семь лет, шли в школу. Нам повезло, в 1971 году образовательное учреждение Мензелинская школа № 3 получила новое трехэтажное здание в поселке Изыскателей, освободив небольшое деревянное помещение на ул. Ленина. В 1972 году, осенью, нам дозволено было переступить школьный порог. Сейчас трудно воссоздать этот удивительный момент. Но, несомненно, он был волнителен и торжественен – мы стали первоклашками, причем «ашками».
Что вспоминается из этого периода нашей жизни? Конечно же, первая учительница Митюшкина Светлана Галеевна, впоследствии заслуженный учитель РТ, которая учила выводить правильно буквы, считать, читать. Нам повезло еще раз, когда в конце 1960-х годов в школах из обращения убрали чернильницы и перьевые ручки, и ученики перешли на шариковые аналоги. Кстати, шариковые ручки частенько текли и мазали, так что маленькие пальчики первоклашек, как и других «клашек», окрашивались в фиолетовый цвет. Забегая вперед, отметим, что перья еще долго будут у учеников в обиходе, в качестве игры «в перышки». Но такие игры будут свойственны ученикам 4–5 классов. А пока мы старательно читали Букварь, считали посредством счетных палочек, делали зарядку на перемене. В это же время нас приняли в октябрята. На школьную форму мы с гордостью пристегнули октябрятские значки. Весь класс поделили на «пятерки». Появились старшие каждой «пятерки», которые следили за успеваемостью своей группы. Так, постепенно, нас вовлекали в учебно-воспитательный процесс. А еще помню, классных санитаров, они ходили с белой тряпичной сумкой, на которой красовался красный крест, и следили за чистотой рук и ногтей.
Наша первая учительница – Светлана Галеевна – добрая, строгая, внимательная. Был ей в то время 31 год. Одевалась она со вкусом, носила газовый капроновый платочек поверх прически с небольшим начесом спереди. Ее красивая стройная фигура часто склонялась над головой кого-то из нас, поправляя неудачно положенную тетрадь или руку, а то и заставляя подтянуть сгорбленную в потугах над какой-нибудь задачкой спинку.
Вспоминает Наталья Заблицкая: «Светлана Галеевна – очень интеллигентная дама. Муж ее, Геннадий Андрианович, работал в педучилище. Сестра Татьяна тоже у нее училась в начальных классах, такая получилась преемственность. Мои родители дружили с их семьей, не раз ходили друг к другу в гости. В то время жили они в небольшом доме около стадиона, где проходили городские праздники и демонстрации. Учились мы у Светланы Галеевны два года, потом наш класс передали Валеевой Марсельезе Шаеховне».
Несмотря на свой возраст, Светлана Галеевна по сей день прекрасно выглядит. За свою долгую педагогическую жизнь она обучила огромное количество детей, которые с благодарностью вспоминают ее первые уроки. Первый учитель словно музыкант, который ставит правильно руку, чтобы легче в дальнейшем играть гаммы.
Начальные классы находились на первом этаже, в правом крыле здания школы. В левом крыле была раздевалка. От большого холла она отделялась ажурной металлической перегородкой, и, честно говоря, в ней всегда был бардак. Выпавшие из кармана варежки, тряпичные сумки со сменной обувью и с оторванными ручками (ими, бывало, в азарте оборонялись), а то и от небрежности вывалившиеся шапки… Если в начале дня, благодаря дежурным, это хозяйство выглядело более-менее прилично, то к концу занятий зрелище становилось удручающим. Но никто по этому поводу не переживал.
По окончании третьего года обучения нашему классу выделили кабинет № 34 на третьем этаже. Кабинет русского языка и литературы, а классным руководителем назначили учителя-словесника Титову Любовь Анатольевну. Шел 1975 год. Накануне нам выдали учебники «Русский язык», «Родная литература», «География», «История древнего мира» и т. д. Мы бережно обертывали книги кто во что мог – кальку, бумагу, реже в газету. Вскоре в магазинах появились специальные полиэтиленовые обложки, они не всегда подходили по размеру, поэтому были неудобны в обращении. Наступил новый этап в нашей жизни, сопровождавшийся чувством подросшего самоуважения. Правда, в столовую, на первый этаж, бежали также «сломя голову», перепрыгивая через две, а то и через три ступеньки, где нас ожидал скромный перекус, как правило, состоящий из компота, хлеба и небольшой котлеты, серой и больше походившей на мышку. Но было вкусно. За обеды платили родители. Кстати, котлетки стоили 11 копеек. Те, кто не сдавал деньги за питание, могли купить их самостоятельно. Наше рвение сдерживали дежурившие на переменах учителя, тогда мчавшийся «табун» резко переходил на быстрый шаг, тот самый, от которого кривились плечи. А бывало, что сам директор, глыба Малыгин Александр Ильич, возникал на пути, и не успевший затормозить сорванец получал назидание, при этом палец директора, крепкий, как булава, стучал по лбу незадачливого ученика, для большего усвоения правил поведения.
Перечень предметов расширялся год от года, увеличивалось число учителей-предметников, специализированных кабинетов. Вспоминают Маргарита Баранова, Светлана Саранова, Гузель Хакимова: «35-й кабинет географии был одним из лучших, с образцами камней, предметов, привезенных из походов, карт. Преподавала географию Гудошникова Галина Викторовна. В 32-ом кабинете изучали алгебру и геометрию, вела занятия Тухватуллина Василя Валеевна, добрая, подвижная. У нее не очень получалось быть строгой, но она старалась, и буква «ц» ей не поддавалась, поэтому вместо «циркуль» выходило «сиркуль». В 30-м изучали историю, вел занятия Гилемов Фарит Гараевич, в 28-ом изучали физику под началом Салеевой Розы Мухамедовны. Химии нас учила Флера Мубараковна, биологии – Флера Шариповна и Виктор Кузьмич, который вел еще и музыку. Он умел играть на баяне, и мы пели песни, которые он умел играть. По черчению была Мария Ивановна Новикова. НВП преподавал М. Н. Мухаметдинов, теперь и не вспомнить, как звали. «Англичанок» тоже было две, в одной группе с нами занималась Дина Петровна, статная, всегда прекрасно выглядевшая, с изящной походкой, она могла часами рассказывать о странах и в свободное время читала нам сказки на английском языке. В другой вела Людмила Александровна, которая больше времени отдавала теории, к ней шли, когда хотели поступать в иняз. Физкультуру вела Валентина Ивановна. Занимались мы зимой в хорошо оборудованном спортзале, в теплое время года – на спортивной школьной площадке. Бегали, прыгали, лазали – все в простеньких спортивных штанишках или в шортах, чешках (были такие), или кедах. По прошествии многих лет понимаем, какие замечательные окружали нас учителя». «Учителя с большой буквы», – подтверждает Валерий Щетнев.
Школьный сленг тех лет не был столь разнообразен, как сейчас, но и тогда в нем присутствовали «конспиративные» слова. Так, учительница по биологии была «Гигиеной», по черчению – «Карандашом». Свою классную мы называли ласково – Любушка, потому что любили.
«Любовь Анатольевна всегда и строгая, и справедливая, - вспоминает Камиль Таймасов. - Наступает весна, бегут ручьи, в классе каждый раз поветрие – пускать кораблики. Посмотрели фильм про индейцев – все бегаю с луками, пускают стрелы! То самолетики бумажные, то еще что-нибудь придумаем. И вот новая «мода» - пистоны! Копеечные пистоны на бумажной ленте, которые взрываются от малейшего удара или трения. В школе стойкий запах серы. Тут внеплановый классный час и наша «классная» объясняет нам как это нехорошо и недопустимо взрывать пистоны в школе! На уроке тишина. И вдруг раздается взрыв пистона, там, где сидит Валька Жаров, наш Валькон. Все оборачиваются и видят его виноватое лицо».
Вспоминает Наталья Заблицкая: «Любовь Анатольевна очень любила свою профессию, это чувствовалось во всем. На уроках литературы, когда знакомила нас с новым произведением, выходила из-за своего стола и начинала с таким восхищением рассказывать о поэте или писателе, не заглядывая ни в какие тетрадки, что мне казалось, что это и есть ее любимый автор, и мы восхищались произведением вместе с ней. А через пару занятий она знакомила нас с другим автором, и опять с таким же воодушевлением и восхищением. Меня это очень поражало!»
Конечно, воспитывали нас на примерах героев из русской и советской литературы, на первоклассных художественных фильмах. Однажды на перемене три подружки взяли с учительского стола красочный журнал с изображением сцен из кинофильма «Они сражались за Родину». Ну и в один момент, перетягивая, порвали. Любовь Анатольевна очень расстроилась, отругала, посетовала, сказав: «как же я буду работать теперь с другими классами…». Спасла положение Наталья, которая увидела печатное издание у подруги своей сестры, выпросила, вернула. Подобные журналы в то время были редкостью, стоили дорого и представляли собой дефицит.
Дефицит больше усложнял жизнь взрослым, чем нам, подросткам. Мы не испытывали недостатка в чем-либо. В школу приходили опрятные, белые ажурные воротнички, такие же манжеты, фартучки, отличающиеся только по сложности отделки, портфели, ранцы. Мальчишки в рубашках и пиджачках. Да мы и не оценивали себя по внешнему виду, стремились быть интересными внутренне. Мальчишки больше увлекались техникой, испытывали какие-то моторчики, девчонки с большой охотой участвовали в художественной самодеятельности. Те, кто занимался в музыкальной школе (Наташа Заблицкая, Гузель Хакимова), выступали со сцены, играя на пианино. Все пели, танцевали. На Новый год разучивали сценки. Талантов в классе было много. Володя Капитонов играл и пел на гитаре. Саша Исаев хорошо рисовал. Все дружили, ценили успехи других, списывали, как же без этого, у более способных в той или иной области школьных знаний, болели за тех, кто участвовал в олимпиадах. И за всех нас болела и переживала наша Любушка, дорогая Любовь Анатольевна.
Праздники мы отмечали с воодушевлением, сначала была официальная часть, затем устраивали чаепитие со сладкими пирогами, а уж далее – танцы под магнитофон с большими катушками. Любовь Анатольевна, чтобы нас не смущать, уходила в учительскую. Вспоминаются моменты и другого характера. На мальчишек возлагались обязанности развесить плакаты или стенгазеты в классе, и иногда Любовь Анатольевна сетовала: «…закончите школу, скоро женитесь, а гвоздь не можете вбить…»
А уж эти поездки на сбор картошки… Каждый год к школе подъезжал «пазик» и увозил класс на поля совхоза «50 лет Октября», который острословы переименовали в «50 лет без урожая». Ехали с песнями, и про Чебурашку, и про то, как «вместе весело шагать…». Возвращались уставшие, растрепанные, весь день на ветру, но довольные и тоже с песнями.
Любовь Анатольевна была с нами всегда, везде и не боялась брать ответственность. Гуляла с нами всю ночь после выпускного бала по городу, до Екатерининского моста, тогда он выглядел гораздо хуже. А на следующий день с классом отправилась в поход с ночевой на острова. Такое сегодня представить трудно! Одна с оравой подростков! Без телефонов и какой-либо другой связи. Перевез всех на катере ее муж (к слову, с Любовью Анатольевной они родились в один день, в один год и в одном роддоме). И было, как всегда, здорово! Никто не подвел.
Как быстро летит время! Сегодня Любовь Анатольевна на заслуженном отдыхе, но, как прежде, радуется и переживает за каждого своего ученика. Мы тоже постарались, из нашего выпуска 12 человек поступили в ВУЗы Казани, остальные в техникумы и училища, став инженерами, педагогами, медиками, театралами, музыкантами и специалистами других профессий.
Многое человек привносит в свою взрослую жизнь из детства. Именно тогда закладываются и формируются его ценности, а встречи с опытными наставниками корректируют путь. Для многих к числу первых наставников относятся учителя. Поэтому хочется сказать: «С Днем учителя, дорогие наши! Как нам с вами повезло!»

Баранова Лариса и выпускники 10 «А» класса школы № 3, 1982 г. выпуска.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ

Одноклассники: ok.ru/menzelinsk

Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Актуальные новости филиала АО "ТАТМЕДИА" "Мензеля-информ"