Обижают ребенка: как научить его постоять за себя и не воспитать из него ябеду и драчуна
"Моего ребенка обижают! Как научить его постоять за себя?" - часто спрашивают родители в детском саду и в школе. Они не хотят, чтобы ребенок ябедничал на обидчика учителю, и не хотят, чтобы он распускал руки при любом конфликте. Будем вместе искать пути решения этого вопроса.
В статье не говорим про буллинг. Мы будем учить ребенка стоять за себя в песочнице, в раздевалке, на детской площадке, в классе в разных конфликтных ситуациях, не затрагивая тему буллинга, когда весь класс начинает травить одного ученика.
Например, когда одноклассник дёргает за волосы, а тебе больно и некому заступиться
Чтобы ребенок умел постоять за себя, он должен знать свои личные границы, он должен уметь говорить "нет". Посмотрите, родители, в первую очередь на воспитание. Мы часто стремимся к тому, чтобы ребенок нас слушался беспрекословно, пытаясь задавить его любое "нет":
- Мама, я этого не хочу! - говорит он.
- Да мало ли чего ты хочешь! Я сказала, пошёл и сделал!
При этом мы каждый раз подавляем его волю, запрещая своему чаду дать отпор. А ведь мы хотим научить ребенка давать отпор обидчикам в школе. Если мы сами в общении с ним не даём возможности это сделать, где тогда он этому научится? Больше нигде. Поэтому первый пункт на пути к нашей главной цели:
1. Когда ребенок говорит вам "нет, я не хочу", услышьте его:
- Да, я тебя слышу, ты сейчас не хочешь. Да, ты сейчас не хочешь делать уроки/ гулять с собакой/ есть борщ. Я тебя понимаю.
Это не значит, что надо потакать ему и позволить ничего не делать, надо просто его услышать, дать ему почувствовать, что он может дать отпор.
Если сейчас поздний вечер, а уроки делать нужно, то мы, конечно, ему об этом говорим и просим сделать. Но в первую очередь важно услышать его "нет".
2. Не использовать физическое наказание. Если вы позволяете себе шлепать или давать подзатыльники ребенку, то он привыкает к тому, что с ним так можно. Он становится жертвой: "Меня можно не уважать, меня можно бить, дергать за ухо, ставить в угол". Поэтому он идёт и позволяет это другим детям.
Если вы хотите, чтобы вашего ребенка никто не бил и не задирал, нужно начать с себя. Вы будете уважать его тело, и он будет уважать его. Он будет уверен в том, что у него есть право не быть побитым.
Часто подвержены физическому насилию со стороны сверстников именно те дети, которые чувствуют, что с ними так можно. Посмотрите, а как ваш ребенок чувствует сейчас.
3. Важно научить ребенка говорить "стоп". Когда он попадает в ситуацию, где его обижают, научите его заранее. Например, когда он рассказывает вам про такие конфликтные ситуации, говорите:
- Не позволяй им так себя вести с собой. Для этого говори им: "Стоп! Чего вам надо? Со мной так нельзя!". Вытяни ладонь перед собой, когда говоришь "стоп".
Когда он вытягивает свою ладонь вперёд, он уже отстаивает свою границу на физическом плане.
4. Ребенок должен уметь решать проблемы сам. В детском саду, в школе, в песочнице родитель не должен быть "решателем" проблем. Кто-то обидел вашего ребенка, вы сразу же бежите, на обидчика наезжаете, спасаете малыша. При этом вы делаете его беспомощным. А вам важно научить его отстаивать свои границы, создавать у него чувство уверенности, чтобы этих ситуаций не возникало.
5. Обсуждайте конфликтные ситуации. Что-то произошло, обсудите это с ребенком, посоветуйте ему что-то, вместе попытайтесь найти выход (если ситуация была плохая, и ребенок не смог в ней вовремя постоять за себя).
Я часто своему ребенку просто задаю вопросы: "А как бы ты поступил в такой-то ситуации (например, мальчики отобрали у тебя рюкзак и убежали). Как надо поступить правильно? Как бы поступила бы я (рассказываю ему). А что ты об этом думаешь? Как ты поступишь в следующий раз в подобной ситуации?" Мы разбираем много конфликтных ситуаций, которые могли бы произойти с ним в школе заранее, чтобы он знал, как себя вести и не растерялся. Конечно, все ссоры и конфликты не учтёшь, и завтра у него будет та ситуация, которую мы не обсуждали. И всё же лучше обсудить проблемы ребенка, чем оставить их без внимания.
Учите навыкам. Не просто поддерживаете и жалеете своё чадо, а обсуждаете, приводите яркие примеры из своего детства, ищите варианты решений. Но важно, чтобы это не было в назидательной форме: "Ты должен делать вот так и так в таких ситуациях!" Ребенок должен участвовать в обсуждении, а не просто сидеть и слушать. Вам важно, чтобы он начал думать, а не чтобы вся информация прошла мимо его ушей. Это останется в его памяти, в его опыте, и он сможет ваши советы использовать в дальнейшем.
6. Как не воспитать ябеду или драчуна? Решать конфликты так, как описано в п.3 и в п.5. Кто-то задирается на ребенка, пусть поднимает ладонь и говорит "Стоп". Это осадит противника. А потом уйти от драки. Если конфликт нельзя решить собственными силами, то подойти к воспитательнице или учительнице можно. Нужно попросить ее о помощи. Не ябедничать, а просить: "Помогите, пожалуйста, мне там и там-то, у меня не получается, мне больно, мне неприятно". Важно, чтобы это не на каждую ситуацию ребенок сразу бежал к учителю, а только именно тогда, когда своими силами справиться не может. А ваш ребенок многое может, не думайте о нем, что он маленький и беззащитный, не внушайте ему это.
И помните: прежде, чем вложить ребенку правильные принципы, родители должны сначала сами научиться их применять.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ
Одноклассники: ok.ru/menzelinsk
Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ
Нет комментариев