История становления Закона о защите прав потребителей
7 февраля 2022 года исполняется 30 лет со дня принятия в России Закона «О защите прав потребителей». Принятый в 1992 году Закон наделил российских потребителей важнейшими неотчуждаемыми правами и гарантиями.
Рузиля Маненкова, специалист - эксперт Набережночелнинского территориального органа
Госалкогольинспекции РТ
Защита прав потребителей имеет достаточно большие исторические корни. Первый протест потребителей был организован 1775 году в одном из штатов США ввиду того, что продавцы некоторых магазинов продавали испорченную пищу, эти продавцы свою очередь были приговорены судом к позорному столбу.
Это были первые попытки потребителей защитить свои права посредством обращения в суд. Поскольку в те времена отсутствовала правовая база, то суды руководствовались своими внутренними убеждениями и сложившейся торговой практикой. Законодательное закрепление прав потребителей и возможность их судебной защиты получили свое законодательное право только в середине XX века, когда многие страны Западной Европы и США приняли законы о защите прав потребителей.
Предпосылкой принятия нормативно-правовой базы в области защиты прав потребителей США считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х годов.
Дж.Кеннеди в своём послании Конгрессу рекомендовал принять соответствующий нормативно-правовой акт о правах потребителей на законодательной основе. Вследствие чего были сформулированы четыре основных принципа, которые и стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:
1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вреда имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.
2. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информацию о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - это критерий правильного выбора.
3. Право быть услышанным, что означает гарантию предоставляемого каждому потребителю права на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.
4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».
Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей» в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу.
7 февраля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон), что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции. Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.
Не только один Закон “О защите прав потребителя” входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Таким образом, роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем. А так же устанавливает права потребителя.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ
Одноклассники: ok.ru/menzelinsk
Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ
Нет комментариев