Легендарная личность Мензелинска - Валентина Попова
Педагогическое мастерство Валентины Александровны невозможно оценить никакими разрядами, квалификациями, временем
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»
Л. Толстой
(Петрова С.С., руководитель школьного музея, основанного Поповой В.А.)
В год учителя и наставника хочется написать об Учителе с большой буквы, «Легенде нашей школы», Отличнике народного просвещения, Почётном работнике общего образования Российской Федерации, ветеране педагогического труда – Поповой Валентине Александровне.
В 1959 году Валентина из родной Казани приехала в Мензелинск и поступила в педагогическое училище, после окончания которого начала работать старшей пионервожатой в школе №2, то есть со дня ее основания. Это была веселая, энергичная, жизнерадостная пионервожатая. Пионеры старались походить на нее, ловили каждое слово, беспрекословно выполняли все ее поручения. Это было удивительное время, наполненное множеством важных общественных дел, ярких мероприятий, проникнутых романтикой и юношеским задором. Сама немногим старше своих воспитанников, уже тогда Валентина старалась быть товарищем, примером, зажигая детские сердца жизнелюбием, оптимизмом и целеустремленностью. Задачей пионерских вожатых в первую очередь было организовать, сплотить учащихся, добиваться хорошей дисциплины, повышения успеваемости, воспитывать любовь к труду.
Валентина Александровна вспоминает: «..Да, это были интересные годы жизни, дети были заняты полезной по тем временам работой. Пионерами школы были собраны и сданы государству тысячи тонн макулатуры и металлолома, посажены сотни деревьев и кустарников, Ребята выполняли эти дела ответственно, никого не надо было уговаривать, упрашивать. Все понимали важность поставленных задач. Школьники соревновались - «кто больше», гордились за свой класс – «а мы больше…». И всё это бескорыстно, без ожидания наград. Хотя лучшие, наиболее активные ребята, конечно, поощрялись. Каждая пионерская дружина хотела заслужить звание правофланговой! Четко было организовано тимуровское движение. Пионеры помогали престарелым и одиноким людям. Пилили и кололи дрова, чистили снег, копали и сажали огороды, приносили продукты. Всего и не расскажешь. Но точно знаю, пионер – это звучало гордо!
А какие интересные мероприятия проводили: торжественный прием в пионеры, фестивали, праздники, турслёты… А как ответственно каждый класс готовился к представлению одной из 15 союзных республик!
Пионерские сборы проходили торжественно с выносом знамени дружины под звуки горнов и барабанов. Пионеры приходили в парадной форме и с красными галстуками. На одном из таких сборов даже присутствовал руководитель пионерского движения Республики Татарстан – Носов Сергей Сергеевич, давший высокую оценку организации мероприятия. Но самым запоминающимся мероприятием все таки была встреча трех поколений: октябрята, пионеры и комсомольцы. Комсомольцам члены коммунистической партии вручали комсомольские билеты, пионеры вручали октябрятам звездочки; таким торжественным образом проходила смена поколений.
Быть учителем – значит, иметь призвание. Повезло тем, кто в школьные годы встретил Учителя с «большой буквы» - того, кто мудростью, душевной щедростью помог познать свой внутренний мир, сделал его богаче, научил строить будущее, сумел организовать учебный процесс так, чтобы передать не только знания по предмету, но и стать авторитетом в жизненно важных вопросах. Все это мы с уверенностью можем отнести к нашей Валентине Александровне.
Ее выпускники сегодня успешно работают в самых разных сферах деятельности, но всех их объединяет одно – чувство благодарности любимому учителю. Для многих выпускников знания, полученные на уроках Валентины Александровны, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути.
Выпускники школы вспоминают: «…На уроки литературы весь класс шел как на праздник. Мы знали, что на каждом уроке мы узнаем что то новое, интересное. Уроки проходили очень быстро, а ведь все прекрасно знают, что время идет незаметно только на хороших уроках. Не было такого случая, чтобы кто либо из учеников не был готов к уроку. Она могла заинтересовать любого, даже самый слабый ученик старался принять участие в дискуссии, обсуждении. Она учили нас анализировать, сопоставлять , делать выводы. Сколько мы провели вечеров, КВНов, литературных праздников и все это было интересно, каждое мероприятие осталось в памяти. В наших глазах – то изумление, то удивление, то восхищение; мы и смеялись, и огорчались, и радовались вместе с нашим учителем, нашим другом – Валентиной Александровной. У всех ее учеников сложился устойчивый интерес к русскому языку, все владеют культурой речевого общения. Удивительна легкость, с которой работала Валентина Александровна. Основа всего этого – высокое профессиональное мастерство, ее любовь к русскому языку, литературе, любовь к своему делу…». О мастерстве учителя также говорят сохранившиеся сочинения тех лет. Мое внимание привлек эпизод из сочинения Батыршина Эдика, написанное в 1983 г.: «…У нас в классе русский язык и литературу ведет удивительный учитель Валентина Александровна. Она хочет, чтобы мы были грамотными, образованными. Мы стараемся приходить на уроки подготовленными, подстроенными, чтобы не огорчать Валентину Александровну. Вся школа не хочет подводить и вся школа, если надо, собирает металлолом и макулатуру. Для нас Валентина Александровна самый справедливый сердечный учитель…». За знание предмета, за умение обучать, добиваться успехов, за справедливость в оценках, ученики любили своего педагога, ценили как профессионала, как личность. Хорошо, что моя дорога жизни прошла через Вашу, говорят многие выпускники Валентины Александровны. У ее воспитанников на всю жизнь останутся самые теплые воспоминания.
Как человек неиссякаемой энергии, Валентина Александровна с 1976 года стала работать заместителем директора по учебной части. Завуч – это своеобразный “двигатель”, который задаёт не только рабочий ритм в коллективе, но и создаёт положительный микроклимат в отношениях и между учителями, и между учениками.
Завуч – это наставник, профессионал, чья поддержка значима в работе каждого педагога. Это первопроходец, за которым идут остальные. Поэтому главная задача завуча - поиск форм, методов, подходов, помогающий каждому педагогу найти себя, свой стиль, свою изюминку. Когда Валентина Александровна выступала на пед.советах, пед.чтениях, семинарах перед учителями школы, района, замолкали все, т.к.ожидали событие. Много лет ответственный администратор стремилась воплотить в жизнь школы самые лучшие идеи: чтобы ученики и учителя работали в тесном контакте, чтобы не было равнодушия, чтобы средняя школа №2 была школой радости. Блестящий лектор, эрудированный учитель, тонкий знаток литературы, требовательный и строгий завуч, Валентина Александровна обрела воистину безграничный авторитет среди коллег, учащихся и родителей.
Труд учителя – это тяжелый труд. Сколько любви к детям, души, ума, таланта нужно педагогу, чтобы о нем помнили и уважали и после выхода на заслуженный отдых! Ведущий учитель, чье имя занесено в книгу почета школы и книгу почета Мензелинского района, человек, не привыкший отступать перед трудностями, творчески мыслящий, целеустремленный, талантливый, эрудированный, требовательный к себе и к другим, посвятивший всю жизнь детям, и сейчас интересуется делами школы, переживает, старается давать советы. И сейчас ее выпускники, уже будучи сами учителя, идут к ней за помощью, а она щедро делится с ними своим мастерством. Ее отличает широкая эрудиция, прекрасное знание методической литературы, и сейчас она помогает своим выпускникам – учителям в поисках новых методических приемов.
Валентина Александровна принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работали "с огоньком”, отдавая делу всего себя… Педагогическое мастерство Валентины Александровны невозможно оценить никакими разрядами, квалификациями, временем… Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы, совершенный Учитель.
Крепкого здоровья Вам, Валентина Александровна, на долгие годы!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ
Одноклассники: ok.ru/menzelinsk
Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ
Нет комментариев