У ребенка проблемы с учебой? Перестаньте делать домашнюю работу на черновиках
"Что ж такое! На черновике домашку пишем - пишем по два часа, а в тетрадь нормально переписать не может! И классные работы - просто ужас! Будто и не делал домашнюю работу!" - возмущается мама.
Ребенок у нее, второклашка, каждый день переписывает домашку по русскому и математике на 3-4 черновиках, а потом "начисто" переписывает в школьную тетрадь.
В школе беда: проблемы и с русским, и с математикой. Если бы не "пятерочные" домашки - была бы тройка. Благодаря аккуратным тщательно выписанным домашкам худо-бедно на четверку вытягивает.
На самом деле первое, что нужно сделать, если у ребенка проблемы в школе - это срочно отменить домашние работы на черновиках и переписывание по несколько раз на чистовик.
Черновики для домашней работы - страшнейшее зло. Они не помогают, а, напротив, лишь вредят учебе.
Черновик - иллюзия пятёрки
Зачем нужна домашняя работа?
Чтобы повторить и закрепить пройденное на уроке.
Глядя в сделанную домашнюю работу, учитель делает выводы о том, насколько хорошо усвоил ребенок материал.
Мамы рассуждают так: домашка - это отличная возможность написать без ошибок и получить хорошую оценку.
Учитель же, увидев чистенькую работу без исправлений, думает, что никаких проблем у ребенка нет, дополнительно фокусироваться на пройденной теме нет необходимости. Отлично, переходим к следующей теме.
И хорошо, если во время работы с черновиком дома родители тщательно разобрали с ребенком каждую ошибку и отработали ее на дополнительных примерах.
Обычно же бывает не так.
В лучшем случае мама разберет с ребенком конкретную ошибку: объяснит, в чем ошибка и почему. Но чаще - просто покажет, где ошибка и скажет, как надо было.
Всё. Домашка чиста и прекрасна.
А ребёнок остался один на один со своим непониманием, которым маме заниматься некогда (или не приходит в голову, что это важно и нужно), а учитель и не увидел, что изначально пол-домашней работы было исчеркано, и думает, что всё хорошо.
На самом деле самое интересное и важное в домашней работе - эти самые правки, ошибки и зачёрки. Анализ ошибок помогает понять, где именно у ребенка проблемы - и что это за проблемы.
Если вы - родитель - не готовы анализировать ошибки ребенка на черновике - не пользуйтесь черновиком, чтобы дать учителю возможность анализировать ошибки на чистовике.
Жизнь на черновике
На черновике ребенок старается гораздо - вот в разы - меньше.
Даже очень старательный от природы ребенок на черновике работает весьма расслабленно. Ну а чего стараться-то? Все равно же переписывать.
Дети еще могут постараться на черновике не допустить «научных» ошибок: правильно посчитать надо, правильные буквы или слова вставить. И то особо не переживают: мама исправит, на чистовик перепишем - никто и не заметит.
Почерк же - да и общая грамотность зачастую - вовсе воспринимается, как дело десятой важности.
А еще есть дело сотой важности - аккуратность работы. Поскольку цель черновика - быть бумажкой для зачеркиваний - ребенка вообще ничего не сдерживает, чтобы калякать, мазать, свинячить в черновой работе.
А потом родители и учителя будут удивляться, как при идеальных домашках у ребенка оказывается грязнючая классная работа.
Ну а откуда чистота-то в классной работе возьмётся, если ребенок не привык с первого раза работать сосредоточенно и аккуратно?! У него рефлекс концентрации внимания, аккуратности, точности срабатывает, только когда он задание во второй раз сел делать.
А дальше... Школьная привычка работать на черновике очень часто экстраполируется на студенческую, рабочую и личную жизнь. Сделаю как получится, а потом переделаю, попозже исправлю, тщательно подумаю попозже...
Вы наверняка встречали такой тип людей, которые никогда в своей работе ничего не могут сделать нормально с первого раза. Обязательно им нужно, чтобы начальник заметил плохие результаты и наорал - вот тогда сразу всё будет хорошо.
А встречали ли людей, которые второпях выходят замуж или женятся, чтобы посмотреть, получится или нет, или что получится?
Эти все люди - жертвы школьных черновичков, жертвы привычки сначала делать, а потом думать и переделывать.
Домашка длиною в бесконечность
Именно так называлась статья, в которой я писала о способе сократить время выполнения домашней работы.
А некоторые читатели мне оппонировали, говоря, что никакой способ сокращения времени на домашку не сработает, потому что «пока на черновике домашку сделаешь без ошибок, пока в несколько попыток перепишешь на чистовик...»
Ну да, помимо вышесказанного, черновик еще и отжирает время. Домашка начинает занимать минимум в два раза больше времени.
А это что значит? Еще меньше времени на игры, прогулки, отдых, сон, любимые занятия. Еще больше ненависти к ненавистной школе и домашке.
Да ладно, пожирает черновик в два раза больше времени - так хоть был бы толк! А так мучается ребенок, мучается -
И всё равно ошибки на чистовике
«Даже с черновика переписать нормально не может!» - возмущается мама.
А ведь это очевидно и предсказуемо, что в чистовике будут ошибки, несмотря на то, что ребенок переписывает с черновика.
Почему? Очень просто:
1. Как мы выяснили выше - черновик не позволят отработать (точнее: Позволяет НЕ отработать) навыки концентрации внимания и аккуратности.
Если ты привык напрягаться не каждый раз, а только иногда - организм и не знает, что Вот Уже Сейчас пора напрягаться, потому что теперь наконец работаем начисто.
2. Когда ребенок несколько часов пишет и переписывает черновик, он тупо устает.
От усталости концентрация внимания (которого и так маловато) снижается еще больше.
3. Отсутствие ошибок в черновике вовсе не обозначает, что ребенок теперь точно знает, как всё - превсё в домашке делать без ошибок.
Это неочевидная мысль. Попробую объяснить на примерах:
Пример 1. Допустим, вы учите словарные слова. Среди прочего у него слово «здравствуйте».
Ребенок пишет на черновике «здраСТвуйте», пропуская «в».
Вы разбираете, договариваетесь не пропускать «В», запоминаете, исправляете.
Ребенок переписывает на чистовик: «здравствуйТИ».
Почему? Очень просто: букву «В» вы на черновике отработали, и думали, что проблем больше нет.
А оказывается, правильную букву в конце ребенок написал чисто случайно.
Пример 2. На черновике ребенок сложил в столбик несколько примеров - и вообще ошибок не было.
Начинает переписывать на чистовик. Он уже не считает, а тупо копирует посчитанное. Эта задача требует не математического навыка, а внимательности.
А если у ребенка хорошо с математикой и плохо с внимательностью (что у малышей бывает очень часто)? Очень просто: ребенок всегда будет считать правильно на черновике и ошибаться на чистовике.
Такая работа на черновике бессмысленна и вредна.
И знаете, что самое ужасное?
Иногда родители заставляют ребенка по несколько раз переписывать на чистовик.
Как стать невротиком в начальной школе
Очень часто можно почитать воспоминания уже взрослых о том, как они готовили уроки в начальной школе:
Мама заставляла по несколько раз переписывать на чистовик, добиваясь идеальной работы. Вырывала листы, психовала, что не могу переписать без ошибок.
Каждый раз, когда я делал ошибку, меня начинало трясти.
Сколько боли в этих словах, сколько детского ужаса...
Ну не может ребенок переписать с черновика идеально. Даже очень сосредоточенный ребенок обязательно иногда ошибается при переписывании.
Если мама этого не понимает, если считает черновик панацеей, гарантированным лечением от ошибок - естественно, она будет психовать. А малыш - нервничать и бояться сделать ошибку.
Такое вот переписывание на чистовик по несколько раз - прямой путь к детским неврозам, закрепление у малыша очень специфической - непродуктивной - тяги к перфекционизму. А это обязательно навредит и дальнейшей учебе и будущей карьере.
Не говоря уже о ненависти к учебе и отравленным годам в младшей школе.
Между тем...
Иногда черновик приносит пользу
А ведь у черновика есть его «истинное» предназначение.
Это лист, на который записывают свои наброски - размышления.
Например, черновик - это очень правильная, полезная и нужная вещь при написании изложения или сочинения. Ребенок набрасывает на отдельный листик фразы, чиркает, подбирая самые удачные речевые конструкции, группирует и перегруппирует абзацы.
Черновик приносит большую пользу при решении задач. На нем удобно пробовать разные варианты краткой записи, наброски чертежей - и смотреть, какой вариант удобнее.
А вычислять задачу уже сразу на чистовике.
На черновике можно делать и вычисления. Точнее - регистрировать промежуточные вычисления, если считаешь длинный и сложный пример.
В общем, черновик нужен не для того, чтобы полностью сделать домашку до переписывания в тетрадь, а как инструмент для регистрации хода мысли, как способ организации (промежуточных) размышлений, если необходимо выстраивать длинные мыслительные цепочки.
Для всего того, что не требует удержания в памяти нескольких промежуточных результатов, подойдёт работа сразу на чистовике.
Как делать домашку сразу на чистовике
Для ребенка, приученного нормально работать только со второго раза, будет непросто перестроиться и переучиться.
Договоритесь с ребенком, что черновиков больше нет. А значит, нужно писать сразу очень внимательно и аккуратно.
Первое время (хотя бы одну домашку) придется помочь ребенку поконтролировать себя:
- Сначала продумываем, что именно мы хотим написать - потом пишем. Приучите ребенка продумывать перед написанием по одному слову или одному примеру.
Иногда детям кажется, что они ошибаются. Они спешат всё перечиркать - и только потом понимают, что ошибки не было. Ребята, работающие на черновиках, особенно часто подвержены этой "болезни":
- Увидел ошибку - перепроверь и убедись, что это действительно ошибка. Только потом зачеркивай.
Научите ребенка аккуратно исправлять ошибки в чистовике. Ошибки будут. Переписывать ради них не нужно. Нужно аккуратно зачеркнуть (иногда учителя любят, чтобы ошибку зачеркивали даже не ручкой, а карандашом) и написать правильную букву или цифру сверху или рядом:
- Ошибок не боимся. Но исправляем аккуратно.
Постепенно ребенок приучится не нервничать и хорошо выполнять домашку без черновика.
Ну и будет получать плохие оценки за домашку
... подумаете вы.
Первое время вам может казаться, что работа сразу на чистовике сделала выполнение домашней работы даже медленнее - за счет того, что ребенок стал всё делать аккуратнее, больше думать и меньше "махать руками".
И все равно ошибается! И получает тройки за домашку - а это очень обидно. И успеваемость снижается: с домашкой на черновике хоть 4-ка в четверти выходила, а так тройка.
Не переживайте - скоро все наладится: домашние работы не ухудшатся, а вот классные работы станут заметно лучше: постепенно исчезнет грязь, и ошибок станет меньше.
Главное - помните: сто раз переписанная аккуратная домашка без ошибок- это маскировка проблемы, а не ее решение.
Пока ребенок в начальной школе, получать плохие оценки не страшно. Гораздо страшнее отложить и не решить до средней школы проблемы: неаккуратность и грязь в тетради, неумение с первого раза делать хорошо, замаскированное непонимание каких-то тем.
Отказ от черновика поможет своевременно выявить и решить эти проблемы, а заодно сэкономит вам и ребенку время и нервы.
Огромных успехов вам!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: Мензелинск news - Мензеля-информ
Одноклассники: ok.ru/menzelinsk
Telegram-канал: Мензелинск news - Мензеля-информ
Нет комментариев